Статья изначально размещена мною на Drive2.
Следующим местом, выбранном нами для посещения, были затопленные пещеры ถำนำ เขาศวะ (Кхао Сива. Первое слово — ТхамНам — дословно — пещера с водой). Они, как и школа буйволов, находятся в провинции Сакео, но ближе к камбоджийской границе.
Может, стоит оговориться, что за пределами крупных дорог никто не говорит по-английски и указателей латиницей нет. Мне помогало моё знание тайского. Бонус — скидки в самых неожиданных местах)
![Дорога в Сакео](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/wMAAAgESMuA-1920-1024x679.jpg)
![Горы в приграничье с Камбоджей](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/RsAAAgESMuA-1920-1024x679.jpg)
С помощью указателей на тайском и почти неработающего из-за отсутствия интернета навигатору мы прибыли на место. Пещеры Кхао Сива.
Я припарковался, мы подошли к пещере. Недалеко от входа была гомонящая стайка туристов-тайцев, наряжающихся в спасательные жилеты. Путём недолгих расспросов я нашёл человека, ответственного за взимание входных податей, и мы, заплатив полагающиеся 40 бат, были посланы переодеваться в плавательную одежду и спасательные жилеты.
Проводник выдал два или три налобных фонаря на группу, куда, кроме нас, вошла та тайская компания. Один из фонарей достался мне.
Нас подвели к небольшой щели в скале, при входе в которую воды было где-то по щиколотку. Проводник взял с земли несколько камер от грузовика (ну, или так они выглядели), вставил в них небольшие тазики с высокими бортами и призвал население сдавать все ценные и невлагостокие вещи. Как оказалось позже, нам же их и предстояло толкать с собой по подземной реке. Оказалось — удобно. Можно безболезненно положить туда фотоаппарат и телефон, при необходимости доставать их и делать фотографии.
![Тазик вставленный в автомобильную камеру -- защита ценных вещей от воды.](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/YAAAAgKpMuA-1920-1024x768.jpg)
Итак, мы начали по одному проходить в разлом в скале.
![Проводник](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/sMAAAgESMuA-1920-1024x679.jpg)
Сначала воды было немного, проход довольно узок, и присутствовало ощущение — и что, это всё? Но потом свод пещеры становился выше, дно глубже, начала появляться живность.
![Водяной жук](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/kMAAAgESMuA-1920-1024x679.jpg)
Мы шли дальше, иногда пускались вплавь, ибо ноги попросту уже не доставали до дна. Иногда наш проводник показывал на залежи целебной глины, и мы всей большой компанией радостно ею мазались.
![Недра пещеры](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/VsAAAgESMuA-1920-1024x679.jpg)
На одном из изгибов хода пещеры мы вышли на водопад. Да-да, подземный водопад. Ну, как водопад — порог высотой чуть больше полуметра и шириной метра в полтора.
Фотографий — увы — не сохранилось.
Ближе к выходу свод пещеры увеличился ещё больше, и под сводами появились летучие мыши. Иногда они пугались незваных гостей и проносились на бреющем полёте мимо наших голов и в сантиметре от поверхности воды.
![Всякие романтические пасхалки)](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/JQAAAgKpMuA-1920-1024x768.jpg)
Оказалось, что в пещере организовано круговое движение — мы вышли ко входу в неё (который, собственно, был и выходом) уже с другой стороны.
Выйдя из пещеры на свет и тепло, мы поняли, как там было темно и прохладно, как бы банально это ни звучало. Снаружи было тихо, приятно и солнечно. Тайцы-попутчики расспрашивали нас, «чьих будем». Была только середина дня, и мы, облачившись в сухое, отправились к следующей достопримечательности.
![Горы приграничья](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/Z8AAAgESMuA-1920-1024x679.jpg)
Было бы логично завершить сей короткий рассказ, но хочется рассказать ещё об одной милой особенности дорог в восточном Сакео и Бурираме (как минимум — южном).
Чем дальше мы продвигались к провинции Бурирам, тем больше попадалось странных транспортных средств на дороге. Для себя я выделил три основных вида — крупные грузовики, малые грузовики и большие пикапы.
![Крупный грузовик](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/aQAAAgKpMuA-1920-1024x768.jpg)
![Малый грузовик.](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/qCAAAgESMuA-1920-1024x679.jpg)
![](http://thairay.ru/wp-content/uploads/2023/08/vUAAAgMyMuA-960.jpg)
Всех их объединяет одно — завидное рукожопие предприимчивость местных автомехаников. Судя по количеству таких произведений автопрома, производство их налажено довольно широко — представителей данных видов на дорогах Сакео-Бурирама нам встретилось очень много.
Как видно на последних фотографиях, двигатель представляет собой адаптированный для новых нужд обычный рабоче-крестьянский мотобок. Кабины сварены, скорее всего, из обычной листовой стали (железа?) и раскрашены в бодрые тропические цвета.
Как человек, только начинающий свой путь в ремонте и реставрации автомобилей с Матвѣемъ Кузьмичомъ, преклоняюсь перед предприимчивостью и правильно вставленными руками оставшихся неизвестными мне тайских героев напильника и кувалды.
P.S. Прошу прощения за качество фото — половина сделана на зеркалку не настолько прямыми руками, как у бурирамских автомехаников, а другая половина — на телефон.
Часть третья — Маленький большой каньон.
Часть четвёртая — Луч света в кхмерском царстве.